«Лучший способ удержать детей дома состоит в том,
чтобы сделать домашнюю атмосферу приятной,
и не позволить скуке витать в воздухе».
(Дороти Паркер)
«Почему подростки уходят из дома»
По официальной статистике, ежегодно из дома уходят 50 тысяч детей.
От чего же бегут дети?
Рассматривая, Социальные факторы можно выделить два типа «детей улицы»:
1. Дети и подростки, которые вынужденно уходят на улицу, чтобы избежать физического и психологического насилия, заработать денег на пропитание.
2. Подростки, которых на улице привлекает общение со сверстниками, возможность быть принятым в группу и самоутвердиться; возможность получить свободу и испытать запретные удовольствия.
Дети, которые вынужденно «уходят на улицу» выходцы из неблагополучных малообеспеченных семей.
Причинами ухода из дома могут быть:
· Насилие в семье, которое толкает ребенка к поискам более безопасной среды обитания. Неспособность защитить себя, равнодушие окружающих людей, отсутствие жизненного опыта вынуждает ребенка решиться на отчаянный шаг - уйти на улицу.
· Принуждение со стороны педагогически несостоявшихся родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Фактически, это манипулирование детской психологией в настоящее время довольно часто является причиной проживания ребенка на улице.
· Необходимость заработать себе на жизнь, постоянное недоедание также является одной из причин, «толкнувших» ребенка на улицу.
· Другие дети и подростки, встречаемые на улице, обнадеживают и служат примером.
· Ребенок-беглец знакомится с похожими на себя ребятами. Легко адаптируется в компании, где его принимают вначале на равных. Но, к сожалению, это общение таит в себе опасность, когда первые проявления «демократии» в коллективе постепенно заменяются законом уличных сообществ - подчинением сильному. К тому, же неизбежно приобщение к употреблению алкоголя, токсических веществ.
· Велика вероятность того, что когда ребенок или подросток освоится на улице, он не захочет возвращаться к себе домой - туда, где он испытывает только боль и унижение.
От того, чтобы полностью порвать с семьей, таких детей часто удерживает лишь холодное время года. Зимой в России беспризорнику прожить очень тяжело. Но с приходом тепла они убегают из дома хотя бы на время.
К социальным проблемам надо отнести и проблему «отцов и детей», которая бывает не только в неблагополучных семьях, но может возникнуть и во внешне вполне благополучной семье. Чаще всего эта проблема обостряется в возрасте тринадцати-пятнадцати лет.
Эти подростки «на улице» ищут, прежде всего, общения и понимания. Они не получают его в достаточном количестве в семье. И единственное место, где можно реализовать эту потребность, - улица. Такие подростки подвержены влиянию неформальной группы, очень дорожат мнением сверстников, часто не вполне осознано подражают традициям группы. Они сделают все, только бы остаться в компании. Постепенно сквернословие, хулиганство, вредные привычки становятся для них нормой жизни.
Объединение в неформальные группы происходит по месту жительства или по увлечениям (панки, сатанисты, скинхеды, рокеры, фанаты). Каждая группировка имеет свои отличительные признаки (одежда, прическа), и подросток стремится соответствовать им.
Стоит насторожиться, если ребенок или подросток:
- посещает школу не регулярно;
- не имеет увлечений и постоянных друзей;
- большую часть времени он проводит в кругу себе подобных. В теплое время года - на улице, в холодное - в подвалах и подъездах;
- является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки;
- он легко возбудим, агрессивен, для него характерна резкая смена настроений;
- в своих поступках не последователен, лжив, о будущем не задумывается;
В дальнейшем такой подросток может бросить школу или даже уйти из дома.
Если дети уходят из дома, чтобы выжить, важную роль играет неравнодушие окружающих, правовая грамотность населения, своевременное подключение к их судьбе социальных служб. Иначе этих детей и подростков в недалеком будущем ждет или полная деградация, или роль исполнителя в криминальной среде: кражи, вымогательство, угон автомобилей...
ПАМЯТКА в помощь родителям и социальному педагогу:
Ваш ребенок убежал из дома. Раньше вы не могли предположить, что это может произойти в вашей семье, с вами, с вашим сыном или дочерью. А ведь каждый поступок имеет свои причины и повод. Мы не сможем рассмотреть все возможные причины такого поступка вашего ребенка. Причину и повод вам придется искать и обдумывать очень серьезно всей семьей. Но, к счастью, вы вернули ребенка в семью.
Что сделать, как себя вести, какие вопросы вы должны будете себе задать, чтобы это больше не повторилось?
Любовь к ребенку
Каждый родитель утверждает, что он любит свое дитя. Можете ли вы правильно и в нужной степени выражать свою любовь и привязанность? Вам кажется, что да. Тогда храните это чувство и после того, как ваш ребенок вернулся домой. Погасите в себе обиду за неоцененную любовь, заботы, волнения за его судьбу. Ведь если он решился на такой поступок, он тоже пережил не мало.
Не напоминайте ему без конца о том, сколько вам пришлось пережить, пока его не было.
Не упрекайте затратами, ушедшими на его воспитание.
Не устраивайте неуправляемые скандалы.
Найдите в себе силы простить и постарайтесь понять.
Вам нужны серьезный, спокойный разговор и чувство любви.
Взаимопонимание
А ведь любовь бывает разная. Не зря говорят: «Любовь слепа». Особенно это случается с материнской любовью. Важно не только любить, важно понимать свое чадо. Ведь перед вами - человек. Сколько бы ему лет не было. Даже не пытайтесь кого-либо убедить, что он еще ничего не понимает. Он понимает так, как смог понять из своего жизненного опыта. И это не преступление. А если чего-то не понял, значит, вы ему не смогли это объяснить. Помогите ему. Сколько можно объяснять??? Столько сколько нужно. Вам придется приложить немало усилий, чтобы находить убедительные, не оскорбительные аргументы. Вам нужны общие разговоры.
Уважение
Если вы научитесь слышать своего ребенка и понимать, то его уважение к вам вырастет. А без должного уважения друг к другу не взаимопониманию. Но фразу: «Ты должен уважать родителей!» - исключите из своего разговорного жанра. Уважения заслуживают достойные, и тогда происходит все естественно. Только тогда можно услышать произнесенные, а лучше, если это сказано с гордостью сказанные слова: «Это мои родители, и я их уважаю».
Требованиями, призывами, а тем более оскорблениями, уважения не добиться.
Доверие
Проявляли вы раньше доверие к своему ребенку? Не оскорбляли его своей подозрительностью и не доверием? Спросите: «Как ему можно доверять?» Так же как и вам. Вы себе доверяете? А это ваш ребенок. Он не может быть хуже вас. Доверие просто необходимо вашему ребенку. Это выражение и любви, и уважения, и взаимопонимания одновременно. Даже если что-то у вас не сложится, вы вместе исправите ситуацию, вы подумаете еще раз вместе…
Когда ваш ребенок подрастет, он всегда с некоторой завистью наблюдает за ровесником, в семье которого родители считаются с его мнением, советуются, доверяют принимать самостоятельные решения. Значит - принимают всерьез. Это важно для самооценки, развития ответственности.
Вам необходимо совместное решение семейных проблем, общие дела и увлечения.
Личный пример
Это главный принцип воспитания. Воспитывает, питает – среда. Вы и есть та среда, которая не только кормит. Ваш пример безупречен? Не случалось ли так, что вы обещали что-то вашему ребенку, но по каким-то причинам не выполняли. И так было не раз?
«Личный пример – 60% успеха»
Создайте в семье доброжелательную обстановку, будьте мудрыми; вспоминайте свое детство, не повторяйте ошибок, которые вам
вспоминаются из уроков «вашего» воспитания.
Последовательность: «Кнут и пряник»
Эта фраза достаточна верна. Но не надо все понимать слишком буквально: «Я для тебя – все, все…..! А раз ты такой – вот тебе, вот…» В данном случае: любовь, понимание, уважение – и есть тот самый «пряник». А вот «кнутом» может послужить ваша последовательность. Относитесь со вниманием к просьбам вашего ребенка, к своим обещаниям, к его обязанностям. Если вы будете всегда помнить о его просьбах, о своих обещаниях, о его обещаниях и обязанностях, для него станет естественным принцип: «Обещал – выполни. А если - нет, то жди того же и от меня»
Возвращение домой состоялось, и вам надо помнить:
· Контролируйте эмоции. Будьте сдержаны.
· Не обвиняйте, не упрекайте ребенка. Примите его таким, какой он есть и с родительской любовью.
· Не допускайте жестких выражений, резких оценок. Вы можете высказать свое мнение, но чуть позже и спокойно.
· Не судите друзей вашего ребенка. Постарайтесь узнать все обстоятельства. Будьте объективны.
· Покажите, насколько его мнение важно для вас, дайте ребенку понять, что вы уважаете его мнение.
· Не перебивайте ребенка, старайтесь дослушать его до конца.
· Не увлекайтесь нотациями. Не читайте морали. Постарайтесь узнать как можно больше обстоятельств из происшедшего.
· Если он не хочет о чем-то говорить или вспоминать - не настаивайте. Разберетесь чуть позже.
Не заигрывайте с ребенком. Никогда не угощайте ребенка сигаретами, пивом... Дешевый авторитет вам ни к чему. (Вы хотите, чтобы ребенок жил правильно и хорошо, а где же личный пример?)
· Не курите сами в присутствии ребенка.
· Не ждите быстрого доверия после случившегося. Это потребует времени.
· Признайте свои ошибки.
· Не выдвигайте требований. Старайтесь только предлагать возможные решения выхода из проблемы. Дайте возможность сделать ребенку выбор.
· Поговорите о будущем, об общих планах.
· Завершение разговора должно быть оптимистичным. Решение должно быть озвучено и одинаково понятно: и вам, и ребенку.
После разговора помните о том, что: любовь, взаимопонимание, уважение, доверие, личный ваш пример и ваша последовательность помогут наладить отношения с ребенком.
Как бы ни складывались обстоятельства, родителям предстоит долгая и кропотливая работа на пути понимания своего ребенка, выстраивания новых отношений, прощения обид и принятия ответственности за происходящее. И первый шаг на пути к взаимопониманию - это разговор «по душам». Как же построить диалог с ребенком, какие слова подобрать?
Давайте ребенку возможность
озвучивать его проблему,
а не убегать от безысходности из дома
При подготовке статьи использованы материалы
ГУ «Областной социально-реабилитационный
© 2013 Template by w3layouts